Сегодня разберём очень тонкий вопрос.
Не все производители охотно говорят на эту тему. Отсюда возникает недопонимание между продавцом и покупателем. Как итог, несчастливы остаются и те, и другие.
Разговор будет прямым и откровенным. Но, как говорится, лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Итак.
Чем же отличается строительная доска от погонажной?
Давайте сразу договоримся, что и в том, и в другом случае мы ведём речь только о сухой доске, прошедшей принудительную камерную сушку.
Первое отличие. Предназначение.
Оно самое очевидное. Здесь всё скучно и банально.
Строительная доска – предназначена для строительства.
Какой сюрприз, не правда ли?
Её используют при строительстве деревянных домов по каркасной технологии. Так называемые «каркасники».
Кто-то, конечно, использует в строительстве сырую доску. Но сейчас не об этом.
Погонажная доска – предназначена для производства из неё погонажных изделий.
Вагонка, половая доска, блок-хаус, планкен – всю эту продукцию следует изготавливать из доски, которая специально для этого и предназначена.
Чувствуете разницу?
Строительная доска — идёт на стройку.
Погонажная — идёт ложится на станок и получает массаж одновременно с 4-х сторон.
Если на этом этапе всё понятно, то переходим ко второму отличию.
Второе отличие. Сорт доски.
Для строительной доски нет необходимости в высокой сортности.
Вся доска впоследствии будет зашиваться и прятаться за облицовочными материалами. Где-то она изначально используется в невидимых местах.
Поэтому, за счёт низкой сортности здесь можно существенно сэкономить.
В математике есть такой термин: «необходимое и достаточное условие».
Так вот для строительной доски необходимым условием является то, чтобы она была сухой, а достаточным – чтобы её сорт был не ниже третьего. Выше – можно. Но нужно быть готовым доплатить за доску более высокого сорта. Но какой смысл?
Для погонажной доски сортность принципиальна.
Здесь я приведу маленький пример.
Допустим, вы решили заняться бизнесом по производству евровагонки и доски пола.
Купили 4-х сторонний строгальный станок.
Осталось дело за малым. Нужно купить сухую доску, из которой у вас будут получаться погонажные изделия.
Здесь имеет смысл закупать сухую доску в интервале 1-3 сорт длиной 6 м.
Почему?
Потому что основной свой бонус производитель погонажа получает не столько на прогоне через станок, сколько на последующей сортировке.
Что я имею ввиду?
Представим, что вы решили сделать вагонку.
Прогнали через четырёхсторонник доску 6-ти метровую доску 2-го сорта.
Что получили в итоге?
Если вы думаете, что вагонку 2 сорта, то это не совсем так.
Даже если с ней потом ничего не делать, то сортность её может оказаться и выше.
Так как сортность погонажных изделий определяют только по лицевой стороне. Тогда как сортность доски определяют по всем сторонам.
Ну, а если с этой 6-ти метровой вагонкой ещё чуть-чуть поработать, то сортность можно повысить ещё больше. Например, раскроив её на более короткие длины, с одновременным удалением нежелательных пороков.
Как правило, производители погонажных изделий и закупают доску 1-3 сортов.
Они одновременно экономят на цене (покупать доску без выборки и переборки всегда выгоднее) и имеют все шансы в дальнейшем повысить сортность произведённых изделий. Соответственно дороже их продать и заработать больше денег.
Этот пример характерен и для коммерсантов.
Тех, кто сам не занимается производством погонажных изделий, перепродаёт сырьё, например, в Европу. Ну, а европейцы уже производят из этой доски погонаж. Поверьте, вашим покупателям из-за рубежа нужна именно погонажная доска.
Часто ситуация получается такая.
Посредник пытается найти самую дешёвую доску, которая удовлетворяет основным требованиям. Они как-правило, поверхностные. И в глубь никто не копает. Ни покупатель, ни производитель сухой доски.
Все боятся на этом этапе.
Покупатель боится, что цена взлетит, если он скажет требования.
Производитель тоже боится. И не настаивает на подробностях (для чего клиенту доска), дабы этот самый клиент не соскочил.
Но в итоге страдает европейский партнер. И по цепочке начинается процесс взаимных претензий.
А ведь их можно было избежать, если бы стороны сразу откровенно обо всём поговорили.
Мы, например, если видим, что заказчику нужна доска для погонажных изделий, а он всеми силами пытается заказать строительную, то мы просто не берём этот заказ.
Надеюсь, с этим разобрались.
Если что-то непонятно, спрашивайте в комментариях.
Далее, про отличия.
Третье отличие. Пильный размер.
У строительной и погонажной доски он разный.
Допустим, производителю погонажа необходимо изготовить половую доску размером: 45*145*6000.
Для этого ему нужно взять сухую доску размером минимум: 50*150*6000. Ещё от геометрии много зависит. Об этом чуть ниже.
Но, чтобы продавцу сухой доски выдать этот минимальный размер, ему нужно пилить размер: 53*156*6050. Затем высушить доску. Именно в процессе сушки и уходят 3 мм. по толщине и 5-6 мм. по ширине. По ширине доска усыхает больше.
Поэтому, каталоге мы говорим вам:
Номенклатурный размер: 50*150*6000
Пильный размер: 53*156*6050
Чистый размер: 50*150*6000
У строительной доски тоже есть нюанс, о котором мне нужно обязательно сказать, а вам обязательно знать.
Строительную доску мы изначально пилим тех размеров, которые указаны в названии товара.
Например, доска строительная 50*150*6000
Но по факту, после сушки, доска будет 47*145*6000
В нашем каталоге это выглядит так:
Номенклатурный размер: 50*150*6000
Пильный размер: 50*150*6000
Чистый размер: 47*145*6000
Напомню, что для строительной доски эти миллиметры не имеют огромного значения.
Но. Заказчик часто задаёт справедливый вопрос:
— Почему я покупаю по факту доску 47*150*6000, а плачу за неё как за 50*150*6000?
Чтобы мой ответ был простым и понятным, я приведу еще один пример.
Именно его я привожу, когда мы разговариваем с клиентом лицом к лицу.
Я говорю:
— Представь, что ты решил разделить свою операцию по приобретению сухой строительной доски на 2 этапа.
На первом этапе ты должен поехать на пилораму и заказать нужный тебе размер обрезной доски.
А на втором этапе отдать эту доску на услуги сушки.
Что ты будешь делать?
Какой размер заказывать, зная, что она усохнет? (Хорошо, если зная об этом. Многие не знают и удивляются почему доска вышла из сушки меньшего размера, чем была загружена в камеру).
— Итак, какой размер будешь заказывать на пилораме? — спросил я.
Клиент отвечает:
— 53*156*6000.
— А за какой размер ты будешь оплачивать?
— За этот же.
Правильно.
Далее, ты повёз доску в сушку. Высушил. Кубатуру за услуги сушки тебе тоже посчитали по фактическому размеру. Ведь камере сушильной до лампочки. В неё не влезет больше, чем может физически.
— Что в итоге? – спрашиваю я. – Из сушильной камеры ты забираешь доску уже другого размера: 50*150*6000. Твоя доска усохла. Ты же не предъявляешь компании, которая тебе сушила доску, претензию, почему доска вышла других размеров? Не просишь компенсировать тебе 3 мм. по толщине и 6 мм. по ширине?
Так почему тогда в этой цепочке не возник вопрос о том, какой размер ты оплачиваешь и какой получаешь на выходе?
После этого примера, вопрос снимается.
Вот и добрались до заключительного отличия.
Четвёртое отличие. Геометрия.
Для строительной доски отсутствие хорошей геометрии распила – не смертельно.
Поэтому, строительную доску можно пилить на любом виде оборудования, которое распиливает брёвна на доску.
В народе широко известны пиление: на ленточках, рамах, дисках.
При ленточном пилении цена пиломатериал как правило самая доступная.
Связано с тем, что используемое оборудование самое дешёвое из всех видов.
Отход в опилки при пилении в него в 2-2.5 раза меньше.
На первый взгляд, на ленточке научиться пилить очень просто. Поэтому, многим безработным, по причине беспробудного пьянства кажется, что в душе они настоящие ассы пильного дела.
Владельцам же пилорам тоже выбора не остается, как брать бьющих в себя в грудь профи на работу и распиливать бревна.
Потом мы видим «волну» по поверхности, обзол, отсутствие прямого угла.
На деле же овладеть ленточкой может быть даже и сложнее, чем любой другой пильной рамой.
Вывод.
Доска, пиленная на ленточке – дешевле. Качество для строительной доски приемлемое. Даже при самом плохом распиловщике.
Совсем другое дело для погонажной доски.
К геометрии требования более высокие. Ведь, чем больше «волна», тем больше нужно сострагивать. Тем больше нужно брать на припуск. Тем больше уйдёт в отход. Тем меньше мы заработаем денег.
Как правило, погонажную доску получают при дисковом пилении.
При этом виде пиления ошибиться за счёт человеческого фактора сложнее, чем на ленточке.
При дисковом пилении получить доску с хорошей геометрией шансов больше. При этом, доска эта будет дороже, нежели из под ленточки. За счёт большей толщины пропила.
Вывод.
Доска, пиленная да диске – дороже. Но она подойдёт уже для доски, из которой дальше будет производиться погонажная продукция.
Дабы в меня сейчас не полетели тапки от спецов ленточного пиления должен сказать.
На ленточке тоже можно качественно пилить. С отличной геометрией. Без волны. С гладкой поверхностью, как из под ШЛПС.
Нужно немного: пилы точить чаще, разводить правильно. Раму вести по бревну нежно. Не торопясь. И позвоночником чувствовать каждый его изъян.
Конечно, это возможно только на ясную трезвую голову. А вот с этим очень часто проблемы.
Вывод.
Те, кто достойно пилит на ленточных пилорамах — тратит на это больше времени и денег. Поэтому, их доска сравнима по цене с доской из под углопила, например.
Итог всему: погонажную доску можно использовать в качестве строительной, а строительную для производства погонажных изделий — ни в коем случае.