Семёныч шарит

В чём разница между строительной доской и погонажной?

 

Сегодня разберём очень тонкий вопрос.

Не все производители охотно говорят на эту тему. Отсюда возникает недопонимание между продавцом и покупателем. Как итог, несчастливы остаются и те, и другие.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

Разговор будет прямым и откровенным. Но, как говорится, лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Итак.

Чем же отличается строительная доска от погонажной?

Давайте сразу договоримся, что и в том, и в другом случае мы ведём речь только о сухой доске, прошедшей принудительную камерную сушку.

Первое отличие. Предназначение.

Оно самое очевидное. Здесь всё скучно и банально.

Строительная доска – предназначена для строительства.

Какой сюрприз, не правда ли?

Её используют при строительстве деревянных домов по каркасной технологии. Так называемые «каркасники».

Кто-то, конечно, использует в строительстве сырую доску. Но сейчас не об этом.

Погонажная доска – предназначена для производства из неё погонажных изделий.

Вагонка, половая доска, блок-хаус, планкен – всю эту продукцию следует изготавливать из доски, которая специально для этого и предназначена.

Чувствуете разницу?

Строительная доска — идёт на стройку.

Погонажная — идёт ложится на станок и получает массаж одновременно с 4-х сторон.

Если на этом этапе всё понятно, то переходим ко второму отличию.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

Второе отличие. Сорт доски.

Для строительной доски нет необходимости в высокой сортности.

Вся доска впоследствии будет зашиваться и прятаться за облицовочными материалами. Где-то она изначально используется в невидимых местах.

Поэтому, за счёт низкой сортности здесь можно существенно сэкономить.

В математике есть такой термин: «необходимое и достаточное условие».

Так вот для строительной доски необходимым условием является то, чтобы она была сухой, а достаточным – чтобы её сорт был не ниже третьего. Выше – можно. Но нужно быть готовым доплатить за доску более высокого сорта. Но какой смысл?

Для погонажной доски сортность принципиальна.

Здесь я приведу маленький пример.

Допустим, вы решили заняться бизнесом по производству евровагонки и доски пола.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

Купили 4-х сторонний строгальный станок.

Осталось дело за малым. Нужно купить сухую доску, из которой у вас будут получаться погонажные изделия.

Здесь имеет смысл закупать сухую доску в интервале 1-3 сорт длиной 6 м.

Почему?

Потому что основной свой бонус производитель погонажа получает не столько на прогоне через станок, сколько на последующей сортировке.

Что я имею ввиду?

Представим, что вы решили сделать вагонку.

Прогнали через четырёхсторонник доску 6-ти метровую доску 2-го сорта.

Что получили в итоге?

Если вы думаете, что вагонку 2 сорта, то это не совсем так.

Даже если с ней потом ничего не делать, то сортность её может оказаться и выше.

Так как сортность погонажных изделий определяют только по лицевой стороне. Тогда как сортность доски определяют по всем сторонам.

Ну, а если с этой 6-ти метровой вагонкой ещё чуть-чуть поработать, то сортность можно повысить ещё больше. Например, раскроив её на более короткие длины, с одновременным удалением нежелательных пороков.

Как правило, производители погонажных изделий и закупают доску 1-3 сортов.

Они одновременно экономят на цене (покупать доску без выборки и переборки всегда выгоднее) и имеют все шансы в дальнейшем повысить сортность произведённых изделий. Соответственно дороже их продать и заработать больше денег.

Этот пример характерен и для коммерсантов.

Тех, кто сам не занимается производством погонажных изделий, перепродаёт сырьё, например, в Европу. Ну, а европейцы уже производят из этой доски погонаж. Поверьте, вашим покупателям из-за рубежа нужна именно погонажная доска.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

Часто ситуация получается такая.

Посредник пытается найти самую дешёвую доску, которая удовлетворяет основным требованиям. Они как-правило, поверхностные. И в глубь никто не копает. Ни покупатель, ни производитель сухой доски.

Все боятся на этом этапе.

Покупатель боится, что цена взлетит, если он скажет требования.

Производитель тоже боится. И не настаивает на подробностях (для чего клиенту доска), дабы этот самый клиент не соскочил.

Но в итоге страдает европейский партнер. И по цепочке начинается процесс взаимных претензий.

А ведь их можно было избежать, если бы стороны сразу откровенно обо всём поговорили.

Мы, например, если видим, что заказчику нужна доска для погонажных изделий, а он всеми силами пытается заказать строительную, то мы просто не берём этот заказ.

Надеюсь, с этим разобрались.

Если что-то непонятно, спрашивайте в комментариях.

Далее, про отличия.

Третье отличие. Пильный размер.

У строительной и погонажной доски он разный.

Допустим, производителю погонажа необходимо изготовить половую доску размером: 45*145*6000.

Для этого ему нужно взять сухую доску размером минимум: 50*150*6000. Ещё от геометрии много зависит. Об этом чуть ниже.

Но, чтобы продавцу сухой доски выдать этот минимальный размер, ему нужно пилить размер: 53*156*6050. Затем высушить доску. Именно в процессе сушки и уходят 3 мм. по толщине и 5-6 мм. по ширине. По ширине доска усыхает больше.

Поэтому, каталоге мы говорим вам:

Номенклатурный размер: 50*150*6000

Пильный размер: 53*156*6050

Чистый размер: 50*150*6000

В чём разница между строительной доской и погонажной?

У строительной доски тоже есть нюанс, о котором мне нужно обязательно сказать, а вам обязательно знать.

Строительную доску мы изначально пилим тех размеров, которые указаны в названии товара.

Например, доска строительная 50*150*6000

Но по факту, после сушки, доска будет 47*145*6000

В нашем каталоге это выглядит так:

Номенклатурный размер: 50*150*6000

Пильный размер: 50*150*6000

Чистый размер: 47*145*6000

Напомню, что для строительной доски эти миллиметры не имеют огромного значения.

Но. Заказчик часто задаёт справедливый вопрос:

— Почему я покупаю по факту доску 47*150*6000, а плачу за неё как за 50*150*6000?

Чтобы мой ответ был простым и понятным, я приведу еще один пример.

Именно его я привожу, когда мы разговариваем с клиентом лицом к лицу.

Я говорю:

— Представь, что ты решил разделить свою операцию по приобретению сухой строительной доски на 2 этапа.

На первом этапе ты должен поехать на пилораму и заказать нужный тебе размер обрезной доски.

А на втором этапе отдать эту доску на услуги сушки.

Что ты будешь делать?

Какой размер заказывать, зная, что она усохнет? (Хорошо, если зная об этом. Многие не знают и удивляются почему доска вышла из сушки меньшего размера, чем была загружена в камеру).

— Итак, какой размер будешь заказывать на пилораме? — спросил я.

Клиент отвечает:

— 53*156*6000.

— А за какой размер ты будешь оплачивать?

— За этот же.

Правильно.

Далее, ты повёз доску в сушку. Высушил. Кубатуру за услуги сушки тебе тоже посчитали по фактическому размеру. Ведь камере сушильной до лампочки. В неё не влезет больше, чем может физически.

— Что в итоге? – спрашиваю я. – Из сушильной камеры ты забираешь доску уже другого размера: 50*150*6000. Твоя доска усохла. Ты же не предъявляешь компании, которая тебе сушила доску, претензию, почему доска вышла других размеров? Не просишь компенсировать тебе 3 мм. по толщине и 6 мм. по ширине?

Так почему тогда в этой цепочке не возник вопрос о том, какой размер ты оплачиваешь и какой получаешь на выходе?

После этого примера, вопрос снимается.

Вот и добрались до заключительного отличия.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

Четвёртое отличие. Геометрия.

Для строительной доски отсутствие хорошей геометрии распила – не смертельно.

Поэтому, строительную доску можно пилить на любом виде оборудования, которое распиливает брёвна на доску.

В народе широко известны пиление: на ленточках, рамах, дисках.

При ленточном пилении цена пиломатериал как правило самая доступная.

Связано с тем, что используемое оборудование самое дешёвое из всех видов.

Отход в опилки при пилении в него в 2-2.5 раза меньше.

На первый взгляд, на ленточке научиться пилить очень просто. Поэтому, многим безработным, по причине беспробудного пьянства кажется, что в душе они настоящие ассы пильного дела.

Владельцам же пилорам тоже выбора не остается, как брать бьющих в себя в грудь профи на работу и распиливать бревна.

Потом мы видим «волну» по поверхности, обзол, отсутствие прямого угла.

На деле же овладеть ленточкой может быть даже и сложнее, чем любой другой пильной рамой.

Вывод.

Доска, пиленная на ленточке – дешевле. Качество для строительной доски приемлемое. Даже при самом плохом распиловщике.

Совсем другое дело для погонажной доски.

К геометрии требования более высокие. Ведь, чем больше «волна», тем больше нужно сострагивать. Тем больше нужно брать на припуск. Тем больше уйдёт в отход. Тем меньше мы заработаем денег.

Как правило, погонажную доску получают при дисковом пилении.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

При этом виде пиления ошибиться за счёт человеческого фактора сложнее, чем на ленточке.

При дисковом пилении получить доску с хорошей геометрией шансов больше. При этом, доска эта будет дороже, нежели из под ленточки. За счёт большей толщины пропила.

Вывод.

Доска, пиленная да диске – дороже. Но она подойдёт уже для доски, из которой дальше будет производиться погонажная продукция.

Дабы в меня сейчас не полетели тапки от спецов ленточного пиления должен сказать.

На ленточке тоже можно качественно пилить. С отличной геометрией. Без волны. С гладкой поверхностью, как из под ШЛПС.

Нужно немного: пилы точить чаще, разводить правильно. Раму вести по бревну нежно. Не торопясь. И позвоночником чувствовать каждый его изъян.

Конечно, это возможно только на ясную трезвую голову. А вот с этим очень часто проблемы.

Вывод.

Те, кто достойно пилит на ленточных пилорамах — тратит на это больше времени и денег. Поэтому, их доска сравнима по цене с доской из под углопила, например.

В чём разница между строительной доской и погонажной?

Итог всему: погонажную доску можно использовать в качестве строительной, а строительную для производства погонажных изделий — ни в коем случае.