Семёныч шарит

Что добавить в масляную краску для быстрого высыхания

 

Средства, ускоряющие высыхание масла и масляных красок

Высыхание масла при действии на него рассеянного днев­ного света в присутствии кислорода воздуха идет нормально, в отсутствии же дневного света происходит очень медленно. Если же масло или масляная краска подвергается прямому действию солнечных лучей на открытом воздухе, то его просыхание при названных условиях протекает очень быстро. Вот почему для достижения быстрого просушивания масляной живописи сле­дует выставлять ее на открытом воздухе под действие солнеч­ных лучей, оберегая, разумеется, от пыли. При этом необходимо иметь в виду, что солнечный свет действует весьма энергично на масляный слой, сильно изменяя его в объеме, и потому при слишком продолжительном действии прямых солнечных лучей на масляную краску в слоях ее легко могут образоваться тре­щины. Это опасно главным образом для масел типа макового.

Масла, очищенные от слизи и так или иначе обезвоженные, как уже известно, получают способность высыхать скорее, не­жели лишенные очистки, но все же они сохнут медленно, и по­тому приходилось подвергать их дальнейшей обработке. Эта специальная обработка масел заключалась в том, что в них вво­дились особые вещества, содействовавшие им в поглощении кис­лорода из воздуха и ускорявшие тем процесс их затвердевания. Некоторые из способов такой обработки в почти неизмененном виде дошли и до нашего времени. Масло, получившее эту спе­циальную обработку, которая в наше время весьма разно­образна, именуется олифой: под названием «олифа» многие, впрочем, подразумевают скоро высыхающее масло вообще, по­лученное тем или иным способом (продуванием, озонированием и т. д.).

Олифы

Из веществ, сильно ускоряющих процесс высыхания жир­ных масел, в старину были известны лишь свинец и его соеди­нения: глёт, сурик и свинцовые белила. В наше время, кроме свинцовых соединений, служащих делу и поныне, найден ряд и других соединений для названной цели, из которых особенно ценными являются соединения марганца и кобальта. Современ­ная техника приготовления олиф располагает, таким образом, весьма разнообразным для этой цели материалом, с помощью которого вырабатываются различные по своим качествам олифы.

Вот перечень наиболее употребительных и наиболее дей­ственных из современных материалов, число которых весьма велико. Наиболее активными из свинцовых соединений являются глёт, сурик и уксуснокислый свинец; из марганцовых: пере­кись марганца и борнокислый марганец; из предложенных в недавнее время соединений кобальта — уксуснокислая окись кобальта.

Олифы с помощью названных сушек или, как часто назы­вают их, нерастворимых сикативов получаются двумя глав­ными способами: 1) обработкой масел непосредственно метал­лическими сушками: свинцовыми, марганцовыми и прочими соединениями и 2) обработкой масел специальными препара­тами, получаемыми из названных сушек и носящими название растворимых сикативов. К олифам, получаемым последним спо­собом, относятся так называемые линолеатные и резинатные олифы.

Олифы первого вида получаются варкой масла при более или менее высокой температуре со свинцовыми, марганцовыми, кобальтовыми и другими соединениями. Одним из видов такого рода олиф может служить обыкновенная свинцовая олифа, при­готовление которой сводится к следующему.

Обыкновенная олифа, применяющаяся в малярном деле. Сырое льняное масло без всяких примесей ставится на огонь и нагревается до тех пор, пока на нем не перестанет образовываться пена, которую постоянно снимают. Тогда при­сыпают к маслу свинцовый глёт, хорошо высушенный (глёт перед этим нагревается в продолжение часа при температуре в 100—120° Ц). На каждые 100 частей по весу масла берут 7—8 (и менее) весовых частей свинцового глёта. По прибавле­нии глёта масло нагревают до 285° в продолжение 3—4 часов, постоянно помешивая. Затем олифа фильтруется.

Марганцовые олифы получаются варкой масла при более или менее высокой температуре с перекисью марганца, с борно­кислым марганцем и пр.

Марганцовая олифа. В лоскуток тонкой материи (батиста) завертывается 1 г сухого борнокислого марганца в порошке, и узелок погружают в стеклянный сосуд, наполненный 500 г масла так, чтобы он был покрыт маслом. После этого сосуд ставится в теплое место с температурой не менее 40 и не выше 100° Ц. В две недели масло готово. При нагревании со­суда в «водной бане» до 100° Ц масло становится готовым ско­рее. Если же подвергнуть масло варке, то оно будет готово в 1 час, но получает при этом значительную окраску.

Применяющиеся в позднейшее время в производстве олиф, лаков и т. п. кобальтовые соединения дают быстро высыхающие олифы (в 4—6 часов). Обыкновенно для приготовления кобаль­товой олифы пользуются уксуснокислой солью окиси кобальта (ацетата кобальта) — веществом кристаллического строения с красновато-фиолетовой окраской. Приготовление олифы ведется таким образом.

Кобальтовая олифа. Масло, предназначенное для варки олифы, нагревается до 125 — 180°, после чего в него всыпается понемногу ацетат кобальта, который предварительно Должен быть обращен в мелкий порошок. Для лучшего раство­рения ацетата в масле последнее беспрерывно помешивают. По Растворении кобальтовой соли олифа готова и подвергается отстаиванию или фильтровке. С течением времени (по проше­ствии приблизительно двух недель) она теряет свою окраску и становится очень светлой. На каждые 100 весовых частей масла берется от 0,25 до 0,3 весовых частей ацетата.

Химический процесс превращения жирных высыхающих масел при варке их с вышеназванными металлическими соеди­нениями в олифе в общих чертах заключается в следующем. Под действием высокой температуры масла в присутствии свин­ца, марганца и т. п. частично разлагаются, т. е. омыляются, причем, с одной стороны, образуются свободные жирные кислоты (между ними муравьиная, масляная, уксусная и др.), с другой — часть освободившегося глицерина переходит в акролеин — удушливый газ, образующийся при варке масел (и подгорании жиров вообще). Свободные льняномасляные жирные кислоты входят в соединение со свинцом, марганцем и другими сушками, образуя льнянокислый свинец, марганец и пр., которые представляют собой соли жирных кислот льня­ного масла (мыла), носящие название линолеатов. При варке масла лишь небольшая часть его подвергается разложению, большая же часть и после варки состоит из глицеридов; кроме того, масло содержит в себе небольшое количество свинца, марганца и т. п., т. е. тех сушек, которые были введены в дело.

Линолеаты получают, кроме того, в виде особых препара­тов, которые служат для приготовления олиф со слабым на­греванием масла или вовсе без него.

Линолеатные и резинатные олифы. Для упро­щения производства олиф и получения их в менее окрашен­ном виде в последнее время часто пользуются применением свинцовых, марганцовых и других линолеатов, которые способны растворяться в масле при невысокой температуре (100—180°) и оказывать сушащее действие на масло. Так как назван­ные препараты растворяются, кроме того, в скипидаре, бен­зине и т. п., то они часто вводятся в масло и в таком виде. Это совершенно избавляет от необходимости нагревать масло, а, следовательно, является возможность получать еще более светлые олифы.

Кроме линолеатов существует еще вид препаратов, назы­ваемых резинатами (от слова resina — смола), в производстве которых масло заменяется канифолью. Таким образом, полу­чаются соли смоляных жирных кислот, или, другими словами, свинцовые, марганцовые и другие мыла абиетиновой кислоты (см. «канифоль»).

В зависимости от производства их линолеаты и резинаты могут быть сплавленными и осажденными. В первом случае они получаются сплавлением оснований с жирными кислотами льняного масла или смоляными; во втором — осаждением вод­ного раствора натровых солей жирных кислот льняного масла или абиетиновой кислоты с помощью какой-либо растворимой соли свинца, марганца и пр. Сплавленные линолеаты и рези­наты имеют вид окрашенных твердых или мягких кусков, а также густой жидкости и, наконец, порошка; осажденные же представляют белый или окрашенный порошок. И те и другие растворяются в масле.

Из применяющихся в наше время линолеатов и резинатов наибольший интерес представляют кобальтовые, так как пре­параты эти не только придают маслу сушащие способности, но и действуют белящим образом на олифу. Ниже приводится один из способов приготовления резината кобальта.

Сикативы

Сикативами называются специальные препараты, назначение которых заключается в ускорении высыхания жирных масел. По своему составу, а также по назначению они различны. Одни из них служат для приготовления олиф, другие примешиваются в масляные краски во время работы, чтобы заставить их быст­рее высыхать. Живопись и малярное дело располагают множе­ством сикативов, различных между собою по составу, виду, спо­собам применения и пр. Здесь может быть отведено место лишь описанию важнейших сикативов, применяющихся в живописи.

Все этого рода сикативы можно разделить на следующие группы: 1) линолеаты и резинаты, свинцовые, марганцовые, ко­бальтовые и др., 2) сикативы-помады и 3) сикативы-лаки.

Линолеаты и резинаты. К ним относятся препа­раты, о которых говорилось уже в отделе олиф, применяющиеся для приготовления олиф холодным способом. Сикативы эти представляют растворы линолеатов и резинатов свинца, мар­ганца и кобальта в скипидаре, бензине и т. п. Обыкновенно они богаты металлом и потому, будучи введенными даже в ма­лом количестве, способствуют быстрому высыханию масляных красок.

Опыт установил, что сикативы комбинированного состава, например, свинцово-марганцовые, действуют более энергично, нежели свинцовые и марганцовые сикативы. каждый в отдель­ности. Популярным представителем такого вида сикативов является так называемый сикатив Куртре, фабрикующийся в двух видах: темный сикатив Куртре, содержащий до 30% свин­ца, и светлый сикатив, который содержит малое количество свинца.

Кобальтовый линолеат составляется таким обра­зом. Ацетат кобальта в количестве 15—20 частей нагревается при температуре в 250—280° Ц в 100 частях льняного масла. В результате получается коричневато-красная липкая масса, ко­торая легко растворяется в масле, скипидаре. Чтобы получить быстро сохнущее масло, достаточно ввести в него 1—2,5% этого вещества.

Резинат кобальта. Приготовление его заключается в сплавлении светлых сортов канифоли с ацетатом кобальта. На 300 г смолы берется 10 г ацетата. Все указанное количество соли кобальта, прежде всего, тщательно растирается с 200 г канифоли; вслед за тем добавляется сюда же вся остальная ка­нифоль, и вся масса сплавляется на огне при постоянном поме­шивании при температуре 130° Ц. По растворении ацетата в еще не остывший сплав вливается такое количество свободного от воды бензина, чтобы резинат и по охлаждении оставался в виде сиропообразной жидкости. Для получения олифы достаточ­но прилить в холодное масло 2—3% резината.

Сикативы — помады имеют различный состав. Одни из них принадлежат к свинцовым сикативам, другие — к марган­цовым.

Свинцовые помады приготовляются из водного раствора свинцового сахара и жирного масла. Рецепты их разнообразны. Берут, например, 1 объем концентрированного раствора свинцо­вого сахара (с дистиллированной водой) и смешивают с 2 объе­мами льняного масла, после чего сюда же прибавляют при постоянном помешивании насыщенный раствор мастики в скипи­даре. Полученная помада непрозрачна, но при высыхании ста­новится прозрачной.

Помада составляется также из масла и порошка, обезвожен­ного нагреванием на огне свинцового сахара.

К помадам относится также «Siccatif en pâte», который при­надлежит к марганцовым сикативам.

Сиккативы — лаки получаются растворением твердых смол в эфирных и отчасти жирных скоро высыхающих маслах. Таковы: гаарлемский сикатив, фламандский сикатив и англий­ский сикатив и др.

Сикативы этого типа состоят часто из твердых смол и бы­стросохнущих эфирных масел. Затвердевание масляных красок в их присутствии объясняется главным образом быстрым улетучи­ванием эфирных масел, заключающихся в них, после чего смолы сикативов, не растворяющиеся в масле красок, твердеют и при­дают живописи сухой вид. Сикативы-лаки по существу своему являются, таким образом, ложными сикативами (особенно ха­рактерен в этом отношении гаарлемский сикатив), не действующими на масло, подобно свинцовым, марганцовым и другим си­кативам, а вводящими в него смолы, которые мало или совсем не растворяются в холодном масле и потому чужды масляному слою красок.

Французский скипидар. Французский скипидар также относится к средствам, ускоряющим высыхание масля­ных красок, так как содействует окислению масла (имеет, кроме того, свойство выбеливать при высыхании смешанные с ним лаки и масла). Особенно сильно сушит сгущенный на воздухе скипидар, имеющий темную окраску, но он темнит живопись. Большое количество скипидара, введенного в масляные краски, делает их матовыми.

Надо иметь в виду, что каждому из сикативов присуща опре­деленная сушащая сила, и потому они должны вводиться в мас­ло или краски хотя и в достаточном, но вместе с тем лишь в необходимом количестве, так как увеличенная порция сикатива не может оказывать никакого действия на дальнейшее ускорение высыхания красок или масел, а насыщает их лишь вредными для него веществами. Предосторожности эти тем более необхо­димы, что многие из сикативов, особенно олиф, содержат в себе большой процент металлов. Вот почему, например, введение в живопись олиф, приготовленных для малярных целей, совер­шенно недопустимо.

Не следует упускать из виду и того, что масляная живопись без примеси к краскам искусственных сушек, хотя и высыхает медленно, зато долгое время сохраняет эластичность и прочность слоя; при введении же в живопись сикативов, особенно в боль­шом количестве, процесс высыхания ее настолько ускоряется, что появляется и преждевременная старость и ветхость ее. Ма­стера эпохи Возрождения, создавшие прекрасные образцы ма­сляной живописи, отнюдь не злоупотребляли сикативами.

Средства, замедляющие высыхание масла и масляных красок

При отсутствии дневного света и притока воздуха жирные масла не высыхают; в том же случае, если имеется лишь доступ воздуха к маслу, но совершенно отсутствует свет, процесс вы­сыхания их в значительной мере замедляется. Этим обстоятель­ством можно пользоваться для продолжительного письма ма­сляными красками «по-сырому». Рекомендуется для назван­ной цели закрывать живопись после окончания работы щитом, непроницаемым для света, помещая его на очень близком рас­стоянии от поверхности картины. Масляные краски без вреда для них долгое время остаются подвижными, и потому является возможность писать продолжительное время по-сырому. Практи­кующееся же у художников обыкновение закрывать живопись после дневной работы куском материи или поворачивать ее ли­цом к стене и оставлять продолжительное время в таком поло­жении нельзя считать нормальным, так как это дурно отра­жается на просыхании живописи, причем она темнеет и желтеет тем сильнее, чем больше воздух помещения насыщен водяными парами.

Замедляется высыхание масляных красок также при приме­шивании к ним веществ, поглощающих кислород воздуха. Та­ковыми являются некоторые из растительных эфирных масел, которые лишь отчасти улетучиваются, а главным образом окис­ляются за счет кислорода воздуха и переходят в вещества смолистые. Сюда относятся: розмариновое, спиковое, лавендуло­вое и гвоздичное масла, а также масло, получаемое перегонкой копайского бальзама, который также задерживает высыхание масляных красок и придает им, кроме того, некоторую смо­листость.

Розмариновое, спиковое, лавендуловое и гвоздичное масла по составу своему занимают среднее место между французским ски­пидаром и жирными высыхающими маслами, так как кроме угле­водородов они содержат в себе кислородные соединения.

Розмариновое масло получается из кустарникового растения розмарина. Лучшими сортами его является француз­ское масло, представляющее бесцветную или слабо окрашенную зеленоватую жидкость с камфарным запахом, кипящую при 150 — 180°.

Спиковое масло получается из растения лаванды (Lavendula spica), растущего в Южной Франции. Имеет желтый цвет и запах камфары и лаванды, кипит при 166—250°.

Лавендуловое масло, получающееся из цветов ла­ванды, имеет желтоватый или зеленоватый цвет и приятный запах. Большая составная часть его способна омыляться.

Гвоздичное масло (Oleum caraphyllorum) получается из гвоздичного дерева, растущего на Филиппинских островах и Мадагаскаре. Сильно окрашено, сохнет очень медленно, кипит при 150 — 260°. Применяется также в живописи по фарфору.

Масло копайского бальзама получается дистил­ляцией из хороших сортов копайского бальзама. Подобно ски­пидару, представляет смесь углеводородов ряда терпенов. Кипит при высокой температуре, при обыкновенной не улетучивается, а поглощает кислород воздуха и осмоляется. Получающийся при этом продукт осмоления, в противоположность линоксину жирных высыхающих масел, совершенно растворяется в спирту; кро­ме того, обладает большой хрупкостью, что заставляет пользо­ваться им в умеренном количестве. Может служить в качестве картинного, т. е. заключительного, лака. Задерживает высыха­ние масляных красок и действует на слой их подобно копайско­му бальзаму (см. «Копайский бальзам»).

При употреблении этих средств необходимо иметь в виду, что, будучи введенными в большом количестве, они становятся вредными масляному слою. Наиболее безопасно вводить их в масляные краски, тертые на льняном масле, но отнюдь не на маковом и ему подобных маслах.

Примесь к масляным краскам невысыхающих масел расти­тельных и минеральных совершенно недопустима.

Разжижители масла и масляных красок

Для разжижения масляных красок могут служить маковое, льняное и ореховое сырое или вареное масла, при употреблении которых необходимо держаться разумной меры, так как избыток жирных масел в живописи ведет впоследствии к сморщиванию слоев ее, что способствует образованию трещин. После каждого повторного прописывания необходимо просушивать живопись дольше, чем при употреблении других разжижителей.

Средства, служащие ускорителями и замедлителями высы­хания масел, о которых оказано выше, являются также, до известной степени, разжижителями масляных красок, но пользо­ваться всеми ими в большом количестве не представляется воз­можным.

Хорошими разжижителями масляных красок надо считать такие средства, которые по выполнении возложенной на них за­дачи улетучиваются скоро, без всякого остатка, или образуют небольшой остаток и таким образом не препятствуют правиль­ности процесса высыхания жирного масла. Таковыми являются: терпентинное масло — французский скипидар и летучие мине­ральные масла.

Французский скипидар получается перегонкой бальзама терпентина, выделяющегося приморскими соснами (Рinus maritima). Он состоит из смеси эфирных масел ряда терпенов, причем главная составная часть его — пинен — соединение, обладающее большой химической энергией.

На воздухе этот скипидар не только улетучивается, но отча­сти и окисляется, поглощая кислород, почему приобретает не­которую обесцвечивающую способность. Так, лак разбавленный скипидаром, по высыхании дает более бесцветный слой, нежели тот же лак, разжиженный бензином, более индифферентным к кислороду. Сохраняющийся в открытом или плохо закрытом со­суде, скипидар сгущается и при новой очистке дает 20 — 25% смолистого продукта коричневого цвета, почему старый окислен­ный скипидар не должен иметь применения в живописи, так как чернит ее.

Свежеперегнанный скипидар является прекрасным раствори­телем многих смол, окислившийся же в значительной мере те­ряет эту способность. Хороший французский скипидар раство­ряется в 5—6 частях винного спирта в 90° и дает светлый рас­твор. Скипидар, применяющийся для разжижения масел и рас­творения смол, должен быть «сухим», т. е. не содержать в себе воды, для устранения которой его следует обрабатывать веще­ствами, отнимающими воду: жженой известью или же жженым цинковым купоросом, а также жжеными квасцами.

Русский скипидар имеется в двух видах. Один из них, наиболее распространенный, получается сухой перегонкой «осмолья» (мелких кусков дерева хвойной породы) при высокой температуре. Он носит название «пневого скипидара». Скипидар этот сильно отличается своим химическим составом и свойства­ми от французского скипидара: он содержит мало пинена, но много других углеводородов, кроме того, в значительном коли­честве продукты сухой перегонки дерева (креозота, фурфурола и пр.), сообщающие ему характерный резкий и неприятный за­пах и желтый цвет. В неочищенном виде он совершенно непри­годен для живописи.

Другой вид русского скипидара получается перегонкой тер­пентина. Он носит название «серного скипидара», от слова «се­ра», под которым подразумевается у нас терпентин, добываемый из смолистых пород наших деревьев.

Минеральные летучие масла (бензин, легкий керосин и пр.), введенные в употребление в современной живо­писи Вибером, Фернбахом и Людвигом, представляют собой хо­рошие разжижители масел и масляных красок, если не содер­жат в себе неулетучивающихся элементов. При пробе на белом листе бумаги они не должны давать неисчезающего жирного пятна. Легкие минеральные масла, получаемые из нефти перегон­кой ее, носят названия: риголен, нефтяной эфир, кероселен, га­золин, бензин, лигроин, керосин и т. д. Масла эти имеют малый удельный вес и состоят главным образом из углеводородов, хи­мически мало активных (носящих название предельных). Вот почему они относятся безразлично к смешиваемому с ними маслу, не ускоряют и не замедляют его высыхание, а, будучи чистыми, играют в масляной живописи ту же роль, что и вода в аква­рельной живописи.

При пользовании минеральными маслами необходимо иметь их очищенными, безводными («очищенная нефть»), но не сле­дует вводить в живопись обыкновенного керосина, так как по­следний вполне не улетучивается и, кроме того, имеет в своем составе примесь веществ, служивших для его очистки.

Из каменноугольного дегтя получается ряд летучих масел: бензол, толуол, ксилол, тетралин, декалин. Масла эти улетучи­ваются с различной быстротой. Они служат для различных це­лей: разжижения масляных красок, мытья кистей, загрязненных масляными красками, чистки загрязнившейся масляной живопи­си и снимания старых лаков.

ФРАНЦУЗСКИЙ И РУССКИЙ СКИПИДАРЫ

Скипидар, получаемый из терпентина, называется также терпентинным маслом. Русский скипидар подобного состава мо­жет применяться в живописи для тех же целей, для которых рекомендуется французский. Наш очищенный скипидар, полу­чаемый из терпентина, как и французский, улетучивается бы­стро и без остатка. При пробе на чистой белой бумаге он по улетучивании не оставляет ни малейшего следа. Необходимо наблюдать лишь за тем, чтобы он не содержал в себе воды, присутствие которой обнаруживается легко при разжижении скипидаром скипидарных лаков. В присутствии воды в скипида­ре лак становится мутным. Вода извлекается из скипидара вве­дением в него жженых квасцов.

Масляные краски

Масляная живопись за много веков своего существования неоднократно изменяла состав связующего вещества своих кра­сок. Первые попытки их изготовления велись, вероятно, с ма­слами, лишенными всякой обработки, выжатыми из различ­ных семян, и только спустя долгое время после начала приме­нения масел для целей живописи могла явиться мысль так или иначе обрабатывать их, варить, сгущать на солнце и выбели­вать. Еще значительно позднее — о чем имеются уже сведения в истории — стали вводиться в масла различные добавки: смо­лы, эфирные масла и сушки. Когда живописец получил нако­нец возможность придавать своим краскам желательную ему консистенцию, быстрое высыхание и способность давать высокий глянец, т. е. все то, в чем нуждался средневековый художник, масляная живопись стала приобретать наибольшую популярность среди других способов живописи, и техника ее достигла высо­кого развития.

Увлечение в живописи красками, дающими при высыхании глянцевую поверхность, прозрачность и глубину тона, наблю­дающуюся у художников станковой и стенной живописи антич­ного времени и эпохи Возрождения, мало-помалу начинает сменяться интересом к краскам, дающим полуматовую и ма­товую поверхность, а также к корпусной пастозной живописи. Художник позднейшего времени стремится передать в своей живописи не только цвет, форму и пр., но воздух и материаль­ность изображаемого, что не достигается глянцевыми краска­ми, наносимыми прозрачными тонкими слоями, а лишь кор­пусными пастозно наносимыми красками. Начало этому тече­нию было положено величайшим художником XVII столетия Рембрандтом. Начиная с середины XIX столетия в связующем веществе масляных красок появляется пчелиный воск, придаю­щий им пастозность.

В настоящее время в составлении масляных красок наблю­даются различные подходы. Одни для этой цели пользуются сырыми маслами, в которые они вводят воск; другие же, при­держиваясь практики старых мастеров, вводят в масла смолы. Большой популярностью пользуются в настоящее время у художников краски на масле и воске, как дающие в живописи то, что нравится современному живописцу, а именно: краску с приятной пастой, способствующей достижению корпусной воз­душной живописи с умеренным блеском.

Попытки некоторых технологов ввести в употребление крас­ки, тертые на одном масле, не увенчались успехом.

Для растирания современных масляных красок пользуются маслами различного происхождения.

Не все краски требуют одинакового количества масла. Мало того: одни и те же краски при различных условиях берут раз­личное количество масла; так, порошок краски, лишенный сле­дов влажности, требует меньшего количества масла, тогда как та же краска, содержащая воду, берет значительно большее коли­чество масла.

Вопрос маслоемкости красок, т. е. количественного взаимо­отношения между маслом и веществом смешиваемой с ним краски, является вопросом первостепенной важности для про­изводства масляных красок, так как избыток масла в красках, равно как и недостаток его в них, дурно отражается на живо­писи.

Изучение вопроса маслоемкости красок указывает на ряд факторов, обусловливаю­щих ее. Вот перечень их.

  1. Удельный вес краски. Чем тяжелее краска, тем меньшее количество она берет масла. Правило это, однако, не лишено исключений. Так, киноварь тяжелее цинковых белил, но она берет почти двойное количество масла против свинцовых белил.

  2. Строение зерен краски. Краски одного и того же хими­ческого состава, как, например, желтые охры, киноварь раз­личного происхождения, берут различное количество масла.

  3. Состояние краски по отношению к влажности. Чем су­ше краска, тем меньше она берет масла.

Вот почему краски перед растиранием их с маслом должны быть хорошо высушенными, для чего следует прибегать и к искусственной сушке их.

  1. Способность легко смачиваться маслом. Чем легче краска смачивается маслом, тем меньше она его берет и тем легче ее приготовить с этим связующим веществом. К медленно смачивающимся краскам относятся: цинковые белила, ультрамарин, изумрудная зелень.

  2. Температура воздуха в помещении, где трутся краски с маслом. Летом масло становится более жидким и берет большее количество красок, чем зимой.

  3. Содержание в масле свободных жирных кислот. Окислив­шиеся масла легче смачивают вещество краски и потому их идет в краску меньше, нежели нейтрального масла.

  4. Присутствие воска в масле, введенного в него нагрева­нием масла. Чем больше воска введено этим способом в масло, тем большее количество в краски вводится и масла.

  5. Растирание краски с маслом под давлением уменьшает, по Чорчу, количество потребного масла.

Чтобы иметь некоторое представление о том, какое количе­ство масла необходимо для превращения красок в масляную краску, ниже приводятся цифровые данные.

На 100 весовых частей:

Свинцовых белил требуется 15 весовых частей масла

Цинковых белил » 23 » » »

Киновари » 23 » » »

Ультрамарина » 43 » » »

Ауреолина » 49 » » »

Жженой зеленой земли » 52 » » »

Крапп-лака » 54 » » »

Желтого хрома » 55 » » »

Светлой охры » 63 » » »

Желтого кадмия » 67 » » »

Английской красной » 70 » » »

Парижской лазури » 78 » » »

Зеленой земли » 87 » » »

Жженой умбры » 87 » » »

Синего кобальта » 90 » » »

Коричневого краппа » 93 » » »

Сырой умбры » 95 » » »

Слоновой кости » 112 » » »

Асфальта » 127 » » »

Жженой сиенны » 150 » » »

Сырой сиенны » 240 » » »

Приводимые здесь цифры количественных отношений между веществом краски и его связующим лишь приблизительные. Во всяком случае, необходимо быть осторожным при дозировке мас­ла, вводимого в краски, так как излишек и недостаток его в красках дурно отражается на прочности живописи. При недо­статке масла краска лишена блеска и может быть стерта по высыхании, избыток же масла в красках и жирное письмо с ними вызывают сморщивание пленки масла на поверхности жи­вописи и, кроме того, пожелтение ее, независимо от рода приме­ненного в дело масла.