Дистанционные курсы сметчиков: как учиться эффективно


Обучение сметному нормированию часто проводится дистанционно. И инженеры-сметчики, не имеющие опыта получения образования в онлайн-формате, иногда сталкиваются с серьезными трудностями, поскольку знают только классно-урочную систему с четким расписанием и постоянным контролем со стороны педагога. Проще говоря, специалисты привыкли, что учащийся всегда является объектом учебного процесса. Тогда как на любых дистанционных курсах, в том числе и ценообразования в строительстве, слушатель находится в роли субъекта, то есть в первую очередь самостоятельно несет ответственность за процесс и результат своего обучения. И чтобы этот результат был отличным, слушателю следует придерживаться принципов эффективного обучения и помнить о признаках обучения неэффективного.

Итак, предположим, вы купили дистанционные курсы сметчиков. Чего ни в коем случае нельзя делать?

— Оставлять обучение на потом, потому что это самое «потом» может настать нескоро или не настать вообще. А сметное дело – особая сфера профессиональной деятельности, поскольку ее нормативно-правовая база существенно обновляется каждые полгода. Так что, если знаете, что у вас трудности с мотивацией и дисциплиной, вам лучше приобрести курс с ограничением времени доступа и/или ограничением времени для прохождения его программы.

— Изучать учебно-методические материалы запоем. Иначе говоря, пытаться пройти месячный курс за неделю, жертвуя при этом отдыхом и сном. Человеческий мозг всё равно не способен справиться с большим объемом информации за короткое время. Поэтому лучше всего изучать программу поступательно, по мере того как уроки выходят (если доступ к материалам открывается не сразу) либо самостоятельно разбить курс на удобные для себя небольшие блоки.

— Смотреть и/или читать материалы с большими перерывами, поскольку в этом случае вы обязательно что-то забудете. Новая информация должна связываться в голове с тем, что вы изучили ранее. А то, что вы изучили ранее, из-за длительного перерыва вы уже забыли. Поэтому если долгая пауза в обучении все-таки была, лучше пройти курс сначала либо просмотреть свои записи, чтобы освежить в памяти то, что уже изучено.

— Смотреть и/или читать только то, что интересно. Разрозненное выдергивание информации – кусочек оттуда, кусочек отсюда – это бессистемное изучение, от которого обычно мало толку. Найти любые несвязанные с друг другом данные можно в интернете. А курс тем и хорош, что его автор – специалист с большим практическим опытом – составил программу в определенной последовательности, где каждый новый блок логически связан с предыдущим.

Теперь перейдем к принципам эффективного обучения:

1) Разбираться в том, что непонятно сразу, не откладывая на потом. Иначе непонятое может не дать усвоить какую-то более важную информацию, с которой вы столкнётесь в последствии. Такие места нельзя проскакивать, нужно тут же просить разъяснений у своего куратора, хотя, конечно, лучше, когда слушателям доступны консультации самого автора учебной программы. Именно такая возможность предусмотрена на курсах сметчиков образовательного портала cabinet.one.

2) Присоединять новое к известному. Тогда новое станет частью уже существующей в голове системы знаний. Если какая-то тема дистанционного курса не знакома вам вообще, то лучше изучите ее азы в любых надежных источниках.

3) Подкреплять новую информацию образами или эмоциями, чтобы она не была безликой, не была просто фактами и данными. Информация должна ассоциироваться с чем-то важным лично для вас.

4) Регулярно повторять изученное, поскольку узнавание нового и повторение старого – это психологически разные процессы. Во время обучения эффективнее всего пользоваться методикой интервального повторения, основанной кривой забывания, то есть сначала повторить материал в день изучения, затем на следующий день, далее через неделю, потом через месяц, через два месяца, через полгода и через год.

Хорошим подспорьем для интервального повторения являются карточки для самопроверки. Если на курсе таких нет, вы можете сделать их самостоятельно. Либо по старинке – на бумаге, либо по-новому, используя специальную программу для компьютера или приложение для телефона. Например, Anki, где можно создавать карточки: в одном поле вопрос, в другом – ответ. Программа в случайном порядке будет показывать вопросы. Вы мысленно отвечаете, потом открываете карточку с правильным ответом. В зависимости от точности ответа вы нажимаете на кнопки «отлично помню», «хорошо помню», «плохо помню» или «не помню». И в зависимости от ответа программа покажет этот вопрос через больший или меньший интервал.

5) Отрабатывать теорию на практике. Причем сразу после изучения нового. Прямо как в школе: изучили какую-то тему, сделали упражнения или применили новое в своей профессиональной практике. Если чувствуете, что чего-то не поняли, то тут же дайте ход принципу эффективного обучения № 1 – разберитесь с непонятным сразу. Самостоятельно или с помощью куратора или эксперта курса.

Умение учиться в онлайн-формате – один из мягких навыков, необходимых инженеру-сметчику в современных условиях. Прокачать его можно, проходя программы обучения сметному нормированию, составленные с учетом рассмотренных принципов эффективного усвоения нового материала. Например, дистанционные курсы сметчиков от образовательного портала cabinet.one.